Что на самом деле дает высшее образование?

Часто можно слышать или читать споры на тему:

«Высшее образование необходимо»

или

«Высшее образование — потеря времени».

Я вижу множество идиотских проявлений в нашей системе образования. Самый яркий пример: каждый студент с первого курса знает, что когда он таки сумеет устроиться на работу, ему сразу скажут: «забудь все чему тебя учили в универе». По факту, я такую фразу ни разу не слышал от руководителей, но смысл, в общем-то, верный: обучение сильно оторвано от реальной работы.

Еще часто можно столкнуться с тем, что учат бессмысленным вещам. Наряду с очень полезными курсами, часто можно столкнуться с совершенно бесполезными и ненужными предметами. Например, я учился на инженера связи. На 4-м курсе (в 2007 году) у нас был предмет, на котором нас учили ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ФАКСОМ. У меня было ощущение совершенного бреда, потому что я уже тогда параллельно работал и видел, что факсы, фактически, не используются. И уж тем более, это не то на что стоит тратить время в институте: это реально совсем просто.

Любой студент знает множество таких «ненужных» предметов.

Тогда почему же любой студент продолжает обучаться столько лет тому, что не шибко пригодится в дальнейшем?

Причин несколько:

1) Практическая реальность. Без высшего образования сильно сложней устроиться на работу. Даже на низкооплачиваемые простые должности. Я знаю случаи, когда даже на водителя маршрутки преимущество отдавали кандидатам с высшим образованием (даже, в ущерб, опыту).

2) Социальная составляющая. Люди без высшего образования в современном мире САМИ ОЩУЩАЮТ себя слегка ущербными. Это особенно проявляется в самом начале карьеры. У меня есть знакомые, которые раз за разом поступали в институт/универ и делали попытки его закончить. Раз за разом у них это не получалось. И можно было бы сделать вывод «да и пофиг, не мое», но социум сильно давит.

Может быть что-то еще, пишите в комментах )))

При всех несовершенствах, есть ли все-таки польза от высшего образования?

Мой ответ — ДА! Польза огромная!

В чем же польза?

1) Тот, кто действительно желает получить образование — наша система дает для этого все возможности!

При всех тех минусах, которые есть, в высшем учебном заведении есть огромные ресурсы, чтобы очень глубоко разобраться в теме. Для этого самое главное, что необходимо — это ЖЕЛАНИЕ. Может, даже через определенное сопротивление и бессмысленность происходящего — ЖЕЛАНИЕ НАУЧИТЬСЯ позволит стать действительно сильным специалистом. Тот факт, что большинство студентов выходят из ВУЗа с полной кашей в голове, говорит о том, что им важней было «пройти обучение», а не научиться чему-то. Я хорошо знаю о чем говорю, потому что сам был таким же )))

Оглядываясь назад, я понимаю, что мне удалось получить какую-то пользу от обучения только потому, что с третьего курса я начал работать. Это сильно меняет взгляд на практическую составляющую учебы.

Это учит фильтровать «бред» от «сути».

Хотя, это и вызывает сопротивление со стороны преподавателей. Редко какому преподавателю можно объяснить, что пропускал его бестолковые устаревшие лекции, потому что на практике делал то, чему он учит. Это автоматически влияет на оценки (через отношения преподавателей).

Но еще раз повторюсь — если есть твердое намерение НАУЧИТЬСЯ, в хорошем ВУЗе это точно можно сделать.

2) Очевидная для студентов ценность высшего образования — это тусовка! Причем, тусовка — это достаточно узко, я бы сказал шире: создание навыка общаться.

Именно в это время люди стремятся создавать огромное количество социальных связей, общаться с самыми разными людьми, находить сходства и различия, решать конфликты и т.п.

Уже через 10 лет такая «жажда» общения с другими людьми сильно снижается. И не очень-то хочется общаться с теми, кого не понимаешь.

Конечно, можно это делать и в других условиях, но ВУЗ — это определенный фильтр. Множество из тех, с кем вы общаетесь в этот период, станут дальше где-то работать, занимать руководящие должности и т.п. Это дает те самые связи в будущем, о которых все мечтают )))

Еще один пример, как общение в этот период закладывает навыки, которые точно пригодятся в будущем.

Представьте, вы пропустили все лекции преподавателя (которые говорил, что присутствие обязательно) и вам теперь нужно каким-то образом договориться с ним о сдаче его зачета или экзамена.

Или когда вы уже пятый раз ходите сдавать предмет, который вам попросту «не дается». А желание учиться дальше очень велико.)))

Подобных ситуаций в ВУЗе возникает множество, и студенту приходится искать варианты, способы договариваться и т.п. Тут в ход идет поиск вариантов: «Через кого можно донести свои важности», «что ему нравится в людях», «что ни в коем случае нельзя говорить», «что ему важно», «какие аргументы могут его убедить»??? Это все очень практические навыки, которые в жизни сильно пригодятся.

Жизнь часто ставит задачи «как сделать то, что сделать нельзя».

Например, ни в одном учебнике по бухгалтерии вам не скажут, что делать в ситуации, когда налоговая выставила вам налогов на три миллиона и блокируют счета. И посчитали они вроде все верно. А вам платить нечем.

Или еще одна задачка: вы взяли у клиента предоплату в размере 100%, а доллар удвоился и ваша себестоимость на закупе в 1.5 раза выше, чем то, что вам заплатил клиент. И его деньги вы почти потратили, отдать нечего.

Таких задачек в учебниках не решают, а в жизни они чаще чем хотелось бы. )))))

Тут то и пригождаются навыки, которые студенты неосознанно формировали в ВУЗе. ))))))

3) Ну и самое важное, на мой взгляд: ВУЗ дает структуру мышления.

Часто можно слышать шаблонные выражения, типа «учат учиться» и т.п. В моем понимании, это ерунда. Если бы учили учиться, то были бы предметы что-то вроде «Методология обучения» или «Прикладная логика» и т.п.

И кроме этого, уже через несколько лет после выпуска люди прекращают учиться. Осваивают необходимые навыки по работе и все. Если бы там качественно учили учиться, то этот процесс не останавливался бы у 100% студентов. Кто-то, конечно, после ВУЗа учится дальше, но это не потому, что его «учили учиться», а по разным другим причинам.

А вот структура мышления впитывается студентами автоматически.

Что это такое?

Если у человека первое образование медицинское — то в процессе обучения он изучал много сложной терминологии. Это как раз навык, который никуда не денется. Если, уж человек сумел в этом 6 лет разбираться.

Ну и опять же принцип «не навреди», которым пропитана вся суть медицины, внедряется очень глубоко. Такой человек, даже работая инженером или рекламистом, будет исходить из того, чтобы «не навредить».

Если у человека первое образование «программист», то он точно 5 лет развивал логику, много проводил времени за компьютером и изучал разные языки программирования. Кроме того, задача программиста сделать так, чтобы программа РАБОТАЛА. Это тоже накладывает отпечаток на все, что человек делает.

Если у человека первое образование «психолог» — это значит, что 5 лет он разбирался в том, как устроен психика человека, какие есть патологии в психике и как они исправляются. Есть такая фраза «психологи везде видят пациентов». Даже если работают не по специальности. Это и есть структура мышления.

Так вот, образование вкладывает эту самую структуру мышления.

Почему я везде пишу «первое образование»?

В моем понимании именно первое образование сильнейшим образом влияет на эту структуру. Уже второе и последующие образования человек будет получать через призму этого первого опыта.

Этим объясняется, почему люди на одной должности делают совершенно разные действия, руководствуются разными принципами, но достигают успеха.

Эту мысль я взял у Виталия Булавина. На своем тренинге он рассказал, что по образованию он Инженер-химик-технолог.

Несмотря на то, что его основная деятельность сейчас это тренинги. Он реально очень успешно это делает это как инженер-химик-технолог )))))

А до этого он успешно управлял школой менеджеров «Арсенал», и тоже делал это как инженер-химик-технолог.

Был бы он инженер, химик, или технолог — делал бы по-другому. Наверняка тоже успешно, но совершенно по-другому.

Это долгая история, но если посмотреть в самую суть — это действительно так.

Если вы уже получили образование, можете замечать, как это наложило отпечаток на вашу текущую деятельность. Даже если вы работаете не по специальности.

Если вы сейчас учитесь — можете понаблюдать это изменение себя в процессе.

Если вы только думаете куда учиться, можете подумать как о том, какие знания вы хотели бы получить, так и о том как бы вы хотели мыслить до конца жизни. ))))

И это #ЗБС.

 

*******
В верхнем левом углу жми «ПОДПИСАТЬСЯ», и я буду присылать тебе анонс новых статей.
Если тебе интересны мои мысли — жми снизу под постом кнопки социальных сетей, рассказывай друзьям.
Ну и, конечно, пишите комментарии ниже. Благодаря этому всему мне интересно писать для вас еще и еще.
******

ПОДПИШИТЕСЬ
чтобы получать новые статьи

Просто введите свой e-mail и нажмите кнопку "Подписаться!"
Ваша информация в полной сохранности!

БЕСПЛАТНО!

оставьте свои контакты и я с вами свяжусь для БЕСПЛАТНОЙ консультации
Ваша информация в полной сохранности!
Статьи с этого сайта публикуются на https://zen.yandex.ru/id/5b70157bb89e8d00a9d24e6a