Интернет превращается в телевизор.

За последние несколько месяцев я неожиданно для себя открыл удивительную штуку: интернет очень быстро превращается в телевизор.

Причем, я даже не про то, про что говорит статистика. А статистика говорит, что интернет уже давно обошел телевизор по очень многим показателям. Это понятно, новые технологии вытесняют старые, чего тут говорить.

Но происходит еще одна менее очевидная вещь.

Давайте сравним развитие телевидения и интернета.  Кстати, можно так же проследить развитие и печатного дела, и радио.

Итак, посмотрим на простые логические этапы.

  1. ТВ только появилось.
    Восторг, теперь появился инструмент чтобы донести великое, светлое, чистое до огромного количества людей! Особенно радовались создатели и ранние последователи. Это перевернет мир!
  2. ТВ развивается.
    С его помощью стали транслировать множество фильмов, познавательные передачи и пр. Мир расширился для зрителя, можно увидеть самые отдаленные уголки планеты в различных программах (познавательных, документальных).
  3. Естественным образом ТВ параллельно превращается в орудие пропаганды.
    Смысл пропаганды — максимально быстро донести до огромного количества людей те идеи, которые кому-то необходимо поместить в голову. При этом, в такой форме, чтобы зритель максимально их сделал своими. По факту — это инструмент навязывания какой-то одной точки зрения. Сделать мир проще и понятней.
    Это легко можно наблюдать и в советском кино, и в американском. Большинство фильмов, не смотря на то, что там часто есть очень глубокие человеческие темы, имеют идеологическую подоплеку. Голливуд — это самый мощный способ воздействия со стороны американцев на мировую культуру, а через это и на мировосприятие людей всего мира. СССР, а после этого и Россия (как и весь остальной мир) в этом «орудии» однозначно проиграли вчистую.
  4. От целомудрия и взвешенности к вседозволенности.
    Не знаю, может быть это общий вектор, но если в начале фильмы и передачи были более… спокойные что ли, то после какого-то момента практически все, что мы видим давит на низменные, примитивные инстинкты. Это понятно, так проще достучаться до бОльшего количества людей. Применительно к ТВ я говорю даже не про порнуху, которая, кстати, была популярна и в царской России в печатном виде (можете поискать порнушные газетные и журнальные картинки тех времен).
    Главный двигатель этого перехода — это коммерциализация. Коммерческая реклама, другими словами. Чтобы рекламодатели давали деньги нужно чтобы все больше людей с интересом следили за тем, что происходит на экране. И желательно, чтобы не переключали рекламу, опасаясь пропустить даже несколько секунд драгоценного шоу.
    Благодаря этому, постепенно ТВ пришло к тому, что огромный спектр ощущений люди начинают черпать в телевизоре. Венцом развития такого способа жить я вижу мыльные сериалы. Когда весь мир с замиранием сердца смотрит за жизненными перипетиями каких-нибудь Педро и Лючии в далекой Мексике. Невозможно оторваться, никакая реклама не убивает желания узнать что же там будет дальше.
  5. Дальше это все скатывается в лютую жесть.
    Люди за деньги едят что попало, делают что угодно, показывают личную жизнь (помните Большой брат и неубиваемый дом 2).
    После определенного разгула страстей на ТВ идет закручивание гаек со стороны государства. Во всяком случае, так я вижу это происходило и происходит в нашем государстве. Как за рубежом, мне трудно судить.
  6. Затягивание гаек приводит к тому, что ТВ становится просто не интересно.
    Огромное количество людей еще по инерции смотрят то что там происходит, но постепенно все переползает в интернет.

Фактически то же самое происходит в интернете.

  1. Самое начало, воодушевление.
    В начале интернет был прибежищем избранных. Немногим был доступен этот канал, были очень популярны закрытые сообщества и т.п. Тем более, что скорости были такими, что естественно было читать длинные тексты и вести долгие интеллектуальные переписки. Опять же ранние последователи ликуют! Интернет — это символ бесконечной свободы и анонимности. Любое мнение можно высказать и обсудить!
  2. Интернет развивается.
    Появляется все больше пользователей, аудитория все еще очень продвинутая. Можно сказать идет расцвет интернета, как пространства свободы. Многие говорят о том, что за интернетом будущее, что там технически невозможно ввести ограничения свобод и анонимности. Огромное количество доступной информации, теперь мы уже можем увидеть другие страны не глазами одного оператора какого-то ТВ-канала, но глазами сотен и тысяч пользователей (которым мы, естественно, доверяем больше). Появляется возможность посмотреть на что-то с разных сторон. Хоть на отдых в другой стране, хоть на политические события в собственном городе.
    Это расцвет форумов, тематических ресурсов на интересные темы, свой особый слэнг и тонкий юмор.
  3. И снова дрейф от целомудрия к вседозволенности.
    Как таковой «целомудрености» в интернете особенно не было. И тем не менее, пока там обитали преимущественно тонкие интеллектуалы, не было такого навязчивого разгула эмоций.
    В тот момент, когда в интернет приходят огромное количество человек, нарастает тренд на «жесть». Провокационные рекламные ролики на грани дозволенного, а иногда и далеко за этой гранью. Троли и тому подобные самоутверждающиеся персонажи.
    Огромное количество интернет-маркетологов озаботилось тем, каким образом привлечь внимание пользователей. Сделать так, чтобы именно их контент читали, слушали и смотрели. Понятно, что письки-сиськи привлекают больше внимания, чем высокие размышления о духовном.
    Само собой, это тоже происходит из-за того что бизнес по полной программе пришел в интернет. Реклама на примитивных чувствах людей работает куда лучше, чем обращение к возвышенному и светлому. Следовательно, и тут по полной программе расцветает принцип «пипл хавает». Появляется все больше контента типа мигающих банеров «Групповуха Волочковой и десятка скинхедов» и прочая муть.
    Короче — колеса крутятся, бабки мутятся.
  4. Нарастание пропаганды.
    Естественно, туда где есть существенная доля активного населения, приходят те ребята, которым нужно этими массами людей управлять. Разрабатывают способы как сделать так, чтобы все больше людей читали и смотрели именно те материалы, которые сделали пропагандисты. Обкатывают технологии  вывода людей на улицы, подъема восстаний и т.п. Причем, идеально, чтобы люди были уверены, что они идут не за чужие идеи, а за свои собственные. В интернете это даже проще, чем в телевизоре, ведь есть иллюзия что кругом свобода и анонимность, государства тут не властны.
    Кстати, анонимности для обычного пользователя в интернете уже давно нет. Технически, с помощью специализированных сервисов, вроде Tor и цепочки прокси-серверов, еще можно сохранить анонимность. Но для этого необходимо глубоко разбираться в предмете. В то время, как абсолютное большинство пользователей даже не понимают, как много информации можно найти про них даже в открытых источниках. Я уж не говорю о том случае, когда за дело берутся специалисты. На самом деле, в большинстве случаев интернет делает задачу «плотно пасти» кого-то значительно легче, чем раньше. Почему-то множество людей уверены, что если открыть в Chrome вкладку «Инкогнито», то он станет анонимным.
    Хрен бы там!
    Если вам потребуется действовать в интернете действительно анонимно, то вам придется очень серьезно погрузиться в эту тему. И то, скорее всего вы спалитесь. Те ребята, которые заинтересованы идентифицировать вас тоже неплохо подкованы.
  5. Затягивание гаек.
    Естественно, государства начинают затягивать гайки в интернете. Специальный отдел «К», перенос серверов с персональными данными на территорию РФ, множество уголовных дел по мотивам высказываний или публикаций в интернете… Сейчас даже идут разговоры про создания системы на подобие «великого Китайского файервола». Разговоры, естественно, пока отвергаются чиновниками, но кто-то же эти разговоры вбрасывает, причем на все более высоком уровне. А значит вектор развития взаимодействия государства и интернета вполне понятен. Не завтра и не послезавтра, но будьте уверены — гайки затянут. Кто бы не пришел к власти, это объективная логика событий, причем не только у нас.

Не смотря на то, что 3 и 4 пункт для ТВ и интернета поменялись местами, общая канва происходящего одна и та же.

Кстати, современный интернет мне напоминает телевидение 90-х годов. Действительно все еще много свободы, но при этом такое количество дерьмища, что аж глаза кровят.

Я сам, кажется весной, пару вечеров прямо с упоением смотрел историю расставания какого-то известного молодежного блогера со своей девушкой (тоже какой-то там блогершей). У них там все было хорошо, в японию ездили, совместные видео, сюси-пуси. А потом слезы, расставания, разные версии происходящего, утечки переписок и т.п. Миллионы людей следят и комментят! Ухх, прямо эмоции хлещут!!!

Или вот еще, замес между двумя парнями с Кузбасса (youtube канал Nemagia) и рэпером Бастой. Прямо в стиле «родом из 90-х»: те двое обидели его маму и корешей, он вступился и пообещал, что они пожалеют. Миллионы людей смотрят ролики с замиранием сердца!

И таких историй очень много!

Вот скажите, чем это все отличается от Санты Барбары? Сидишь на заднице возле компьютера и смотришь тонны видео, переживаешь за одну или за другую сторону. Максимальная вовлеченность, и ничего толком.

Разница, пожалуй, в том, что в сериалах нам обычно сценаристы подсказывают кто негодяй, а тут каждый может выбрать себе сторону по вкусу. Но и то и другое приводит к тому, что огромное количество людей тратят часы, месяцы и годы жизни в наблюдении за чужими страстными историями. А множество блогеров становятся восходящими звездами шоу бизнеса. Немногие делают деньги, толпа наблюдает у экранов, обсуждают, переживают…

Кто бы как ни кричал про то, что в интернете прогрессивный класс, особое мнение и все остальное, — интернет это давно помойка. Причем, такая помойка с помощью которой разные люди прочищают мозги почище чем в телеке.

Даже способ тот же. Маркетологам известно, что если с экрана телевизора на многомиллионную аудиторию в прайм тайм 1000 раз сказать «фэйри лучше чем все остальное», — миллионы людей поверят что фэйри лучше. И как следствие, пойдут скупать это средство в магазинах. Фактов не нужно, нужна красивая картинка и множество показов. Простая психология: что чаще услышал к тому больше доверия.

Ну и чем это отличается происходящего в интернете?

Одним сказали 1000 раз «Путин красавчик!», какие-то факты выпячивают, другие умалчивают. Вот человек уже думает, что его мнение основанное на фактах: «Путин красавчик, ты что же не понимаешь?».

Другим 1000 раз сказали «Навальный супер-чел!». Точно так же факты можно опустить, побольше первобытных эмоций и вуаля! Человек уверен, что это он сам пришел к выводу, что Навальный супер-крутая альтернатива.

Никто не думает о фактах при просмотре рекламы фэйри (делали ли вы объективный тест?), точно так же никто не смотрит на факты про политиков, и других крикливых персонажей в интернете. Фактически, борьба идет ТОЛЬКО за то, сколько людей посмотрят ту или иную точку зрения плюс качество контента. Дальше сработает примитивная психология.

И еще важно, чтобы каждый просмотр вызывал ЭМОЦИЮ. Если говорить про упомянутых персонажей — то у Навального это эмоция «Вас дурачков обкрадывают! Сколько можно терпеть! Я знаю как лучше!», а у Путина это эмоция «Я мачо мэн, и на коне скачу голый, и истребителем управляю, и Америка нас уничтожит если не я»…
Содержание разное — смысл один. У кого больше просмотров, тому больше почета и уважухи от конкретной единицы электората.

Я тут не про политику, а про то, что интернет уже давно превратился в «тот же телек, только в профиль.» С тех пор, как туда пришли практически все жители России от 10 до 50 лет, там идут те же процессы что и на ТВ. То есть пропихивания нужной точки зрения как единственной верной. В интернете борьба за умы более изощренная и технологичная, но с моей точки зрения даже более опасная. Фактически, кто более продвинутый в IT и в интернет маркетинге, тот и диктует что вы будете думать.

И если телек можно просто не смотреть, то интернет уже превратился в экосистему для современного человека, без которой просто невозможно. Так или иначе нам впихнут нужную точку зрения, для этого существует множество способов. Тот же youtube показывает вам чаще ролики, похожие на те, что вы смотрели ранее. Конечно, тут никакого заговора со стороны видео хостинга, их интерес чисто коммерческий. Но благодаря этому люди точно так же «капсулируются» в рамках одной картинки, как если бы смотрели только первый канал.

Вот и получается, что если люди не умеют думать своими мозгами, если не привыкли искать, и главное проверять факты, если их восприятие не отличается от восприятия того, что показывают по телевизору — то интернет все больше становится телевизором.

Правда, в отличие от ТВ, в интернете пока еще есть возможность найти действительно разные точки зрения, настоящие факты.

Просто для этого нужно сделать энергозатратное действие: действительно включить мозг по прямому назначению, а не для употребления ржаки и хайпа. И тогда, даже в помойном интернете, можно найти кусочки пазла, и составить более менее объективную картинку того, что происходит вокруг нас.

И это #ЗБС.

 

*******
В верхнем левом углу жми «ПОДПИСАТЬСЯ», и я буду присылать тебе анонс новых статей.
Если тебе интересны мои мысли — жми снизу под постом кнопки социальных сетей, рассказывай друзьям.
Ну и, конечно, пишите комментарии ниже. Благодаря этому всему мне интересно писать для вас еще и еще.
******

ПОДПИШИТЕСЬ
чтобы получать новые статьи

Просто введите свой e-mail и нажмите кнопку "Подписаться!"
Ваша информация в полной сохранности!

БЕСПЛАТНО!

оставьте свои контакты и я с вами свяжусь для БЕСПЛАТНОЙ консультации
Ваша информация в полной сохранности!