Ярлыки и пластмассовые шлепки.

Слышали выражение: «навешивание ярлыков»?

А ведь мы это делаем в автоматическом режиме помногу раз в день!

Например, если угостили вас, скажем, жвачкой. Вы начали ее жевать и сразу возникает мысль «ммм, со вкусом арбуза». Как думаете, это реально вкус арбуза?

Можете для эксперимента взять что угодно «со вкусом арбуза», а потом откусить реального арбуза. Сходства нет вообще. Оно и понятно заменители это просто химические соединения, которые в лучшем случае чуть-чуть имитируют вкус. Но почему же мы называем это вкусом арбуза?

Когда-то давным давно мы купили нечто, на чем было написано «со вкусом арбуза». Попробовали… С этого момента у нас появилось два РАЗНЫХ вкуса, который мы считаем арбузным. Вот такие ярлыки.

Такая же ерунда со многими другими вкусами: дыня, мята, сыр и многое другое.

Кстати, со вкусом сыра, я помню еще в детстве удивлялся: почему ЭТОТ ПРИВКУС называют «кириешки с сыром»? Ни один известный мне сыр не имеет даже близко такого вкуса. Тем не менее, со временем я привык. Теперь и это для меня «вкус сыра» 🙂

Таким образом мы напичканы ярлыками, которые называют вещи теми названиями, которыми они на самом деле не являются.

Думаете это касается только вкусовых ярлыков? Вовсе нет!

Мы точно таким же образом навешиваем ярлыки на людей в соответствии с их поведением, их словами, их внешностью. Именно поэтому пословица гласит: «встречают по одежке». Как ни крути, это действительно так. В первые полминуты человек экспресс-методом сравнивает вас со всеми известными ему «типажами», то бишь ярлыками, и неосознанно навешивает на вас один из этих ярлыков.

Если вы видите рваную грязную одежду — сразу ярлык: «бомжара» или «неряха». Даже если по каким-то причинам такую одежду одел очень богатый человек. Как помните, у Марка Твена в книге «Принц и нищий».

Если вы видите яркую вычурную одежду, подчеркнуто дорогую сразу ярлык: «Мажор», «выпендрежник», «богатей» или что-то подобное, ваше личное.

Если встретите человека, который своим поведением похож на вашего доброго дядюшку из далекой деревни, вы так же неосознанно ожидаете от него доброты и схожего поведения. Хотя, это может быть маньяк или глава ОПГ.

И так далее.

Кстати, этим и пользуются мошенники да жулики. Достаточно человеку качественно сыграть доброго, отзывчивого, душевного человека, как все остальные принимают его за такого.

Поэтому большинство жуликов выглядят как простодушные искренние недотепы. Их внешний вид вызывает ощущение «ну кого он может обмануть?». На что множество людей и попадаются.

Я знаю очень богатых людей, которые в обычной жизни умышленно одеваются на обычной барахолке. Да и ездят на хороших, но неброских машинах. Это качественные вещи, хорошие машины в максимальных комплектациях (а иногда и навороченные изнутри по последнему слову техники), но внешне «ничего особенного». Причина та же: люди видят «обычные» вещи и воспринимают человека как ОБЫЧНОГО. Зачем это делается? Мотивы бывают разные. Но то что это легко делается — факт. Такое у нас восприятие.

Можно пользоваться этими особенностями восприятия наоборот.

Был у меня такой случай.

Однажды я приехал в Барнаул на выступление. Меня там знают как предпринимателя, знают что я умею зарабатывать, обучаю этому других и т.п. Соответственно, у людей, которые близко меня не знают, возникает определенный стереотип: либо костюм (брюки пиджак и все такое) либо дорогая вычурная одежда. Как еще могут одеваться предприниматели с деньгами? 🙂

Дело было летом, и по прогнозу погоды ожидалась серьезная жара. Поэтому я одел самую простую и легкую одежду: шорты, футболку и пластмассовые шлепки. Какой смысл одевать костюмы и джинсы, если будешь дико потеть?

Про пластмассовые шлепки напишу отдельно. Я их купил еще студентом рублей за сто просто в переходе, когда мы ехали на какой-то пляж. Сейчас им уже лет 12. И выглядят они так, что ни у кого не может возникнуть ощущения, что они дорогие и пафосные.

Меня это особо не парит, я давно знаю про себя что я не очень люблю покупать новые вещи, мне приятней носить то что у меня уже давно. Друзья, конечно, прикалываются что я не умею одеваться и тому подобное, но так уж мне нравится. В новых шмотках первое время я ощущаю себя дискомфортно. Кто-то мне рассказывал как люди делятся на типы по принципу выбора одежды. Я там получаюсь каким-то старовером, уж точно не помню 🙂

Ну да ладно, мы про ярлыки.

Встреча прошла, потом мы еще посидели в кафе пообщались. За тем столом практически никто не знал меня лично до этой встречи. Там я еще рассказывал про тренинги, которые мы делали в нашем тренинговом центре. Самое смешное, что абсолютно все кто сидели тогда за столом в конце концов прошли наши тренинги. С тех пор я в шутку называю эти шлепки конверсионными, за тот результат 😉

Через какое-то время одна девушка (которая разбирается в стиле) поделилась со мной своими мыслями тогда, за тем столом.

«Мне все говорили Гриша, Гриша! Там будет такой мощный чувак, у него бизнесы, доход и все такое… А я смотрю под стол…. ПЛАСТМАССОВЫЕ ШЛЕПКИ!»

В голове у нее была дикая несрастуха!

Естественно, я не задумывался о том чтобы вызывать какое-то специальное впечатление. Не стремился выглядеть крутым или наоборот. Я просто оделся как мне было удобно. Это одна из моих слабостей.

Но случилось так, что это несоответствие вызывало резкий всплеск интереса. Нацепил бы я брюки и рубашку или дорогие шорты с супер-кожанными сандалиями, это бы не вызвало такого жгучего интереса. Схлопнулся бы ярлык: предприниматель -> одевается как положено предпринимателям -> все понятно.

Мы и сейчас дружим, и до сих пор вспоминаем этот веселый случай, про него уже многие знают :0)

Так работают ярлыки: как только мы можем запихать человека, явление, вкус, событие в рамки уже нам известного — тут же срабатывает «все понятно», и дальше мы навешиваем ярлык и не тратим время на уточнения. После этого мы «знаем» что это такое, как к этому относиться, что от этого ждать, чего от этого точно не ждать и т.п.

Когда же мы по каким-то причинам не можем навешать ярлык, нам приходится вникать и разбираться, чтобы поместить то, что мы видим в какую-то категорию.

Зачем это нужно? Естественно это удобно. В большинстве случаев, когда вы видите человека, который выглядит как алкаш — он действительно алкаш. Это экономит время, энергию и главное внимание. Нет необходимости разбираться во всем, что попадает в поле вашего внимания.

Однако, есть и опасность. Вы можете не разобравшись поместить какого-то человека в категорию, и это потом аукнется. Или можете принять событие за безопасное, а через время вылезут нюансы. Или есть примеры, когда люди из-за своих ярлыков теряют деньги и возможности.

Например, есть немало людей, которые до сих пор считают что Вконтакте сидят одни школьники. Думаю, когда-то так и было. Но время идет, и если сейчас спросить у этих самых людей «а вы бываете вконтакте?», то многие скажут «да». И вообще, если в любой бизнес-аудитории, где собрались предприниматели, попросить поднять руки кто бывает вконтакте, руку поднимут абсолютное большинство. Я проверял 🙂

Вот вам и «одни школьники».

Таким образом, из-за своей привычки автоматически вешать ярлыки люди теряют возможности, новые полезные контакты, деньги и многое другое.

Если вы, как и я, являетесь человеком, вы не сможете не навешивать ярлыков. Очень глубоких и автоматический механизм невозможно устранить. Но можно его обуздать.

Как делаю я:

  1. Навешиваю ярлык
  2. Осознаю что я его навешал (если успеваю отследить).
  3. Задаю себе вопрос «А что если это не так?»
  4. Разбираюсь и уже после этого что-то решаю.

Вот такая нехитрая, но очень энергозатратная схема.

Естественно, если так делать постоянно, можно сбрендить. Это требует чертовски много внимания и сил. Однако, в важных сферах (бизнес, здоровье, особенно семья) подобный пересмотр ярлыков просто необходим. Ведь многие из них возникли еще в детстве или много лет назад, и завязаны на подкрепляющие эмоции (например, вложились в рекламу вконтакте и денег потеряли). Очень многие ярлыки уже не актуальны, и мы в буквальном смысле живем в прошлом.

Такой осознанный подход к собственному восприятию открывает очень многие возможности!

И это #ЗБС.

 

*******
В верхнем левом углу жми «ПОДПИСАТЬСЯ», и я буду присылать тебе анонс новых статей.
Если тебе интересны мои мысли — жми снизу под постом кнопки социальных сетей, рассказывай друзьям.
Ну и, конечно, пишите комментарии ниже. Благодаря этому всему мне интересно писать для вас еще и еще.
******

ПОДПИШИТЕСЬ
чтобы получать новые статьи

Просто введите свой e-mail и нажмите кнопку "Подписаться!"
Ваша информация в полной сохранности!

БЕСПЛАТНО!

оставьте свои контакты и я с вами свяжусь для БЕСПЛАТНОЙ консультации
Ваша информация в полной сохранности!